Яндекс.Метрика

Театральный дом Тургенева

***

Фамильный герб рода Каменских

***

Орловский государственный академический театр имени И.С. Тургенева славится богатой родословной. При своем рождении он назывался крепостным театром графа С.М. Каменского (1771-1835 гг.). Впервые его нарядный занавес с изображением Аполлона и девяти муз поднялся 26 сентября (8 октября н. ст.) 1815 г. Театр занимал собою огромный четырехугольник на Каменской площади. Как одобрительно писали современники, "граф Каменский себе в убыток делает великое удовольствие городу" Созданный им доступный для широкой публики театр был известен на всю Россию.

Благодарная людская память сохранила наивные строчки стихов, написанных по случаю торжественного открытия театра одним из первых зрителей, преподавателем словесности и изящных искусств Орловской гимназии Степаном Богдановичем:

В Орле утеха возвышенны -

Театр - ума и вкуса храм…

Каменский то здесь произвел,

Чем будет славиться Орел!

Поразительные судьбы крепостных актеров, их горькое счастье, облик и характер самого владельца театра запечатлены в произведениях А.И. Герцена, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, в воспоминаниях М.С. Щепкина, дважды выступавшего на орловской сцене в 1822 и 1842 гг., в многочисленных свидетельствах современников.

После смерти графа Каменского в 1835 г. начатое им театральное дело продолжали в течение восьми десятилетий антрепренеры. Среди них немало замечательных организаторов, для которых театр был не средством наживы, но главным жизненным содержанием и смыслом: Л.Ю. Млатковский, А.А. Красовский, П.М. Медведев, уроженец Орла П.А. Соколов-Жамсон, В.А. Крамолов-Словахотский.

На орловских подмостках раскрывались яркие театральные характеры. Здесь окреп талант молодых В.Н. Давыдова, П.А. Стрепетовой, М.Г. Савиной, М.М. Тарханова, орловцы аплодировали дарованию А.И. Шуберт, М.И. Писарева, Ф.Ф. Комиссаржевской, братьев Адельгейм и др.

***

Каменное здание театра в городском парке. Архитектор Винберг, 1862 год. Сгорело в ночь с 6 на 7 октября 1927 г.

***

В театре складывались свои живые традиции. Самая ценная из них - приверженность к великой литературе, желание отдавать ей весь свой талант, жар души, открывать современникам богатство классики. И мудрое утверждение - "Не для одной забавы", которое появилось на фронтоне сцены в начале 60-х гг. ХIХ-го века, стало сутью творческих устремлений лучших людей орловского театра. Он рос в особой атмосфере города, черпал силы в удивительной духовной среде, обогащался ею и одновременно сам воздействовал на судьбы и талант писателей-земляков. Среди его зрителей такие достопамятные орловцы, как Т.Н. Грановский, А.И. Писарев, А.А. Фет, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин.

"Самая цветущая пора сценического искусства в Орле" 19 века соединена с именем актера и антрепренера Петра Медведева. В сезоны 1872-74 гг. и 1882-85 гг., когда он держал антрепризу, были поставлены 18 пьес А.Н. Островского, произведения Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Ф. Писемского.

***

Музейный театр графа С.М. Каменского

***

26 сентября 1917 г., в день рождения театра, премьерой чеховского «Иванова» открылся сезон, которому суждено было завершить первый дореволюционный век орловской сцены. В 1919 г., несмотря на все трудности и разруху, Губернский совет профессиональных союзов добился предоставления театра раз в неделю в полное распоряжение рабочих. Цикл бесплатных спектаклей знакомил их с отечественной и мировой классикой.

Театральную историю Орла невозможно представить без тургеневских спектаклей. Они нередко становились поворотными событиями в биографии театра, и "Дворянское гнездо" для орловских театралов значит не меньше, чем "Чайка" для почитателей Художественного. Искренние духовные связи с великим земляком возникли еще в середине ХIХ-го века, когда зрители только открывали для себя Тургенева-драматурга. XX-й век начинался в орловском театре премьерами "Завтрака у предводителя", "Месяца в деревне". В тридцатые годы, когда имя писателя почти не появлялось на афишах страны, в Орле с успехом шел "Месяц в деревне" и "Евгений Базаров" (инсценировка романа "Отцы и дети").

1941 год… Свой 126-й сезон театр завершал летними гастрольными выступлениями на Украине. Теплыми июньскими вечерами черниговцы с удовольствием смотрели арбузовскую "Таню", "Чудесный сплав" В. Киршона, "Любовь Яровую" К. Тренева, классические постановки "Горе от ума" А. Грибоедова, "Ревизора" Н. Гоголя, "Мещане" М. Горького. Грянула война, и началось долгое, трудное возвращение домой, в Орел. Декорации пришлось оставить в Чернигове. Добирались тяжело: театральный скарб - костюмы, реквизит, везли на телегах, тащили на себе, нередко шли пешком…

В Орле создали несколько концертных бригад - играли в воинских частях, госпиталях. Когда фронт придвинулся к городу, театр со всем имуществом был эвакуирован по решению Совнаркома СССР на Урал, сначала в Магнитогорск, затем в Златоуст, где 11 октября 1941 г. и открыл свой первый военный сезон спектаклем "Горе от ума". Постепенно восстанавливали утраченные декорации, репетировали новые постановки. В эти три уральских сезона в афише появилось 26 названий: "Жди меня" и "Русские люди" К. Симонова, "Нашествие" Л. Леонова, "Фронт" А. Корнейчука, "Маскарад" М. Лермонтова, "Анна Каренина" Л. Толстого, "Лес" и "Без вины виноватые" А. Островского, "Отелло" В. Шекспира и др.

Все творческие волнения, переживания, счастливые мгновения тех горьких и жестоких сезонов сейчас, спустя многие десятилетия, спрессованы в простых и емких цифрах: сыграно 558 спектаклей, которые посмотрели 286 тысяч зрителей, даны без малого две тысячи шефских концертов. В музее истории орловской сцены хранятся программы спектаклей военных лет, воспоминания актерские и зрительские. Вот строки из письма ветерана Великой Отечественной войны Валентина Ивановича Ульянова: "Когда-то, в то военное тяжелое время, ваш театр вернул мне здоровье и жизнь. Возвратившись с фронта на костылях, инвалидом, я находил в нем духовное удовлетворение. Все премьеры смотрел. Из газет знал, что в Орле был взорван театра. Брат Андрей освобождал Орел 5 августа 1943 г., а в июле 1944 погиб под Брестом. Ваш театр - единственный приют искусства в Златоусте. Своей работой он воодушевил тогда многих героев фронта и тыла" 23.01.1985 г.

Навсегда в памяти театральной имена тех, кто выстоял, кто сохранил Орловский театр, сберег для новых поколений его историю, его родословную, драгоценные традиции, его живую душу: художественного руководителя и актера М.М. Ляшенко, заслуженного артиста Узбекской ССР А.С. Загарова, актеров Е.И. Огинской, В.А. Мартен, Т.Д. Кученко-Емельяновой, В.А. Болотина, П.Ф. Орлова, В.А. Чеханковой, С.И. Попова, гримера К.М. Крестьянкина, художника М.А. Рохлина и многих других.

Как только дошла весть об освобождении родного города, о первом салюте Победы, орловцы принялись собираться домой, но возвратились только следующей весной - целый сезон пришлось еще играть в Златоусте. 1 марта 1944 г. на спектакле "Вороний камень" И. Грудева и Б. Четверикова актеры прощались с городом, их приютившим. Заканчивалась самая долгая в истории театра разлука с орловской публикой. Труппе предоставили уцелевший во время фашистского нашествия здание Дома учителя в самом центре, на улице Ленина, и 8 апреля 1944 г. произошла долгожданная встреча со своими зрителями - первый спектакль в Орле "В степях Украины" А. Корнейчука".

1949 год в судьбе театра отмечен двумя знаменательными событиями: Постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля ему присвоено имя И.С. Тургенева. И до сих пор Орловский театр - единственный в России, счастливо соединенный с писателем.

А 5 августа 1949 года, в шестую годовщину освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков, премьерой тургеневских "Отцов и детей" (режиссер А.Е. Белявский) открылось новое, построенное по проекту архитектора Б. Антипова театральное здание, и первые зрители после спектакля слились с праздничной ликующей толпой, а небо над Орлом вспыхнуло разноцветьем салюта.

В последующие десятилетия в театре работали режиссеры - Л.М. Эльстон, А.Е. Белявский, заслуженный деятель искусств РСФСР В.А. Иванов, Н.С. Вознесенский, Х.А. Горин, А.М. Габович, заслуженный деятель искусств Казахской ССР А.А. Карпов, заслуженный деятель искусств РСФСР Л.Ю. Моисеев, народный артист РФ Ю.В. Буре.

Памятны сценические образы, созданные народным артистом РСФСР Н.С. Белоусовым, заслуженными артистами РСФСР П.Ф. Орловым, С.И. Поповым, Б.А. Борисовым, Г.С. Голубовичем, О.А. Каринской, С.П. Козловым, М.Н. Колесовой.

В 1975 г. премьерой "Дворянского гнезда" открылось современное здание театра, построенное по проекту группы архитекторов научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий: М. Мадера-Галан, Б. Мезенцева, В. Зарицкого и др.

Известный критик А.П. Свободин, размышляя в середине 60-х гг. XX-го века в очерке "Дорога" об увиденных орловских спектаклях, пожелал театру в канун его 150-летия такой счастливой творческой судьбы, когда в Орел станут приезжать специально, чтобы посмотреть премьеры по Тургеневу, Лескову, Андрееву, когда оживут позабытые традиции старинной сцены и театр станет истинно тургеневским. Последние сезоны ХХ века приблизили это достойное время.

В 1987 г. художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Б.Н. Голубицкий объединил труппу вокруг предложенной им цельной художественной программы "Классика", рассчитанной на многие годы. На родине писателя, в Орле - своеобразной литературной столице России, создается театральный Дом Тургенева, где он - его духовный хозяин. Сама атмосфера в театре насыщена Тургеневым - его мироощущением, мировоззрением, нравственным складом. В его наследии театр находит опору для поисков и вдохновений. Тургенев оберегает, возвращает "гордость воспоминаний", подсказывает репертуарный выбор.

Обширная классическая программа, воспринятая чутко здесь, на Орловской земле, оказалась необычайно плодотворной - помогла обрести репертуарную самостоятельность, художественную прочность, способность не поддаваться изменчивой театральной моде, сознание ценности избранных классических ориентиров, открыла новые пути контактов со зрителями, способы энергичного содружества с литературными музеями, творческими союзами.

В марте 1996 г. театр удостоен звания "Академический". Одним из первых он участвовал в конкурсе среди провинциальных учреждений культуры Российской Федерации на соискание премии газеты "Культура" "Окно в Россию" - 1997 г., признан лауреатом по номинации "Театр года" за "выдающийся творческий и организационный вклад в сохранение и развитие культуры России".

Театру удалось найти новые живые сцепления с наследием великого земляка. Не прекращается общение с ним, успешно обновляется тургеневский репертуар, расширяется пространство самого Театра Тургенева.

Впервые на российской афише соединились два имени - Ивана Тургенева и Полины Виардо. Премьера оперетты-фантазии "Последний колдун" сыграна осенью 1993 г., в день их сердечного юбилея - 150-летия встречи. Впервые поставлена ранняя пьеса "Неосторожность". Успех сопутствовал оригинальной сценической версии романа "Дым". Спектакль - лауреат фестиваля "Весна-90" был включен в афишу Государственного театра дружбы народов и показан на сцене МХТ имени А.П. Чехова.

"Нахлебник" признан одним из лучших спектаклей фестиваля "Русская классика. Пушкин.Тургенев" (г.Орел, 1999 г.). Он был представлен на фестивальных площадках в гг.Брянске и Белгороде, с ним познакомились зрители г.Баден-Баден (Германия). В 2001 г создана сценическая версия повести "История лейтенанта Ергунова", в 2005 г. осуществлена экспериментальная постановка таинственной повести "Клара Милич (После смерти)" - "Любви прекрасная звезда". 190-летию со дня рождения писателя приурочена премьера "Отцы и дети.Роман". Это десятая тургеневская постановка, осуществленная режиссером Б.Н. Голубицким на орловской сцене. Спектакли по произведениям Тургенева не раз были показаны в Москве, сыграны на живописных подмостках в Спасском-Лутовиново. Многим из них суждена долгая жизнь: свое двадцатилетие отметила "Провинциалка"; 15-летие - "Последний колдун"; 10-летие "Завтрак у предводителя" и "Нахлебник".

Европейские духовные маршруты театра определены самим Тургеневым: гастроли в Париже и Буживале (1997 г., 2002 г.), в Марселе (1999 г.), участие в Первой Русской неделе в немецком Баден-Бадене (2000 г.). В Буживальском Доме-музее писателя прошло необычайное представление "Последнего колдуна" на веранде и лужайке перед домом. Тургенева всегда почитали посланцем России на Французском Олимпе, художником, который соединял наши культуры. И театр его имени, наследник по прямой, взял на себя, пусть в малой и скромной степени, эту благородную миссию. В своих зарубежных контактах сценический коллектив выделяет главное - знакомить зрителей других стран с творчеством русских классиков.

В апреле 2009 г. театр участвовал в Международном коллоквиуме "Смех Гоголя и Тургенева", который проводила в Париже и Буживале Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран по случаю 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. Впервые в Буживальском доме Полины Виардо были представлены "Нахлебник" и "Игроки". Особый успех выпал на долю гоголевских "Игроков", сыгранных на сцене культурного центра Посольства России во Франции.

Сегодня после Тургенева самый любимый и почитаемый автор - А.Н. Островский. В афише последних сезонов Орловского академического театра несколько его пьес: "Лес", "На бойком месте", "Блажь", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Без вины виноватые", "Не все коту масленица", "Волки и овцы", "Доходное место". Их сценическая жизнь интенсивна и насыщена. Театр не раз (г.Кинешма - 1989; г.Кострома - 1993, 1998) показывал спектакли на Всероссийской фестивале, посвященном патриарху русской сцены.

Весна 1996 г. отмечена участием тургеневцев в праздничном смотре "Островский в Доме Островского". В Малом театре была представлена комедия "Без вины виноватые" с Кручининой - народной артисткой СССР Верой Васильевой. Спектакль, задуманный для нее, жил на сцене 10 лет, украшал афишу Театра Наций, не раз был сыгран на столичных сценах, объездил многие российские города, побывал в Болгарии и Украине. На фестивале в апреле 2002 г. москвичи увидели комедию "Не все коту масленица" в исполнении орловской труппы, в 2006 г. "Доходное место", спектакль, названный лучшим по итогам областного конкурса "Событие сезона".

Благодаря последовательной многолетней работе академического театра имени И.С. Тургенева по освоению классического наследия Орел стал всероссийской, а с годами и международной фестивальной площадкой. С 1988 г. в самой середине России проходят регулярные театральные праздники русской классики. Они освещены именем И.С. Тургенева, приобрели широкую известность в нашей стране и за ее пределами, вызывают растущий интерес зрителей и общественности, притягивают замечательных мастеров сцены, привлекают внимание к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Огромное пространство классики и движение времени позволяют придать каждому следующему смотру классических постановок оригинальное направление, подсказывают новые, необычные, свежие идеи этого показа.

I фестиваль 1988 г. был посвящен М.С. Щепкину и И.С. Тургеневу и проходил под знаком "Лучшие актерские работы театров России", II 1990 г. - "Лучшие спектакли театров России". III фестиваль 1993 г. представил спектакли по произведениям великого земляка, его современников и последователей - Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова. IV фестиваль "Русская классика. Серебряный век" впервые собрал вместе, на одной афише, произведения авторов этого удивительного периода в истории российской культуры. V фестиваль 1996 г. "Русская классика. Леонид Андреев" - первая попытка представить на родине писателя его Театр. VI фестиваль "Русская классика. Пушкин.Тургенев" стал достойным завершением юбилейного пушкинского года. Он впервые соединил на одном сценическом пространстве двух гениев русской культуры. Это духовное распоряжение самого И.С. Тургенева, главного продолжателя пушкинской линии и традиций, талантливого ученика, преемника и духовного наследника великого поэта. Концепция смотра позволила проследить взаимосвязь пушкинского и тургеневского наследия, обогащенную живыми сценическими традициями.

190-летию со дня рождения И.С. Тургенева посвящен VII Международный театральный фестиваль "Русская классика. Отцы и дети" (2-10 ноября 2008 г.).

Театру удалось обогатить традиции русского гастролерства, столь благодатно развитые в тургеневскую эпоху. С 1988 г. длится творческая дружба с народной артисткой СССР Верой Васильевой. В ее орловском репертуаре - "Воительница" Н.С. Лескова, "Без вины виноватые" А.Н. Островского, "Филумена" Эдуардо Де Филиппо.

Весной 2003 г. начались творческие контакты с земляком, народным артистом России В.А. Бариновым. Орловский театр - первый в его сценической судьбе. Через 40 лет он возвратился в родную труппу и сыграл Президента в трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь". Специально для него поставлена комедия Иржи Губача "Корсиканка". Его Наполеона орловцы увидели в феврале 2004 г.

В театре действуют четыре сцены, каждая со своим репертуаром, но есть еще одна необычная сцена с меняющимся подвижным залом и своеобразными подмостками - это спектакли в заповедных уголках Орла и в Спасском-Лутовиново. Сценической площадкой становились и Тургеневский Бережок и "Дворянское гнездо", залы тургеневского, лесковского, бунинского музеев, Дома-музея Т.Н. Грановского.

Около трех десятилетий театр поддерживает плодотворные творческие контакты с болгарскими сценическими деятелями - театром "Антон Страшимиров" Разграда, города-побратима Орла, и Шуменским драматическим театром "Васил Друмев". В судьбе театров немало значительных исторических сближений: создатель Орловского театра граф С.М.Каменский, его отец, фельдмаршал М.Ф. Каменский и брат Н.М. Каменский, знаменитые военачальники участвовали в освобождении Разграда и Шумена в период русско-турецких войн. Содружество сценических коллективов - неоценимый мост в развитии российско-болгарских отношений.

Создается совместный классический репертуар. Режиссер Б.Н. Голубицкий в сезоны 1993-2009 гг. поставил в Болгарии пять спектаклей по пьесам А.Н.Островского, "Нахлебник" И.С. Тургенева. Театры не раз обменивались яркими и насыщенными гастрольными выступлениями. На Международном фестивале "Новая болгарская драма" в г.Шумене Орловский академический показал постановки современных болгарских авторов - Яны Добревой "Как тепло в ноябре…" (2005 г.) и "Песочные человечки" (2007 г.) и Панчо Панчева "Как жениться на принцессе" (2008 г.).

Тургеневцы установили тонкие внутренние связи с театральным прошлым, приблизили его к сегодняшним зрителям. 9 ноября 1993 г., в день 175-летия писателя, распахнул двери музей истории Орловской сцены в верхнем фойе. Его пульсирующим сердцем стала миниатюрная сцена, освещенная старинными закопченными лампами, крохотный зал, очерченный белыми полуколоннами, 39 зрительских кресел, а сороковым на всех спектаклях присутствует сам граф Сергей Михайлович на портрете работы орловского художника В.А. Анохина. На уникальном рукотворном занавесе художницы Т.С. Блиновой - Аполлон и девять муз.

В афише музейного театра графа С.М.Каменского - произведения знаменитых писателей-орловцев. Здесь зрителей окружает театральное прошлое, они оказываются в гипнотическом кольце минувших лет.

***

Фельдмаршал граф Каменский Михаил Федотович (1738-1809 гг.). Копия портрета неизвестного художника. Конец ХYIII- начало ХIХ века. Из фондов государственного военно-исторического музея А.В. Суворова. Санкт-Петербург.

***

С 1994 г. расширяются контакты с потомками основателя театра в Орле. В Сабуровской крепости, родовом имении Каменских, в июне 1995 г. состоялось перезахоронение останков фельдмаршала графа М.Ф. Каменского, началось восстановление старинного храма в селе Сабурово. В день 180-летия театра в музее открыт бюст графа С.М. Каменского. По ходатайству сценического коллектива было возвращено историческое наименование "Каменская" площади, на которой в 1815 г. в выстроенном графом С.М. Каменским здании началась жизнь созданного им театра. Регулярно проводятся чтения, посвященные истории дворянского рода Каменских. В 1996 г. потомками графа С.М. Каменского учреждена ежегодная премия семейных симпатий.

***

Семья графа Николая Николаевича Каменского. Первый ряд: граф Николай Николаевич Каменский, его жена Людмила Серафимовна, урожденная Андреева, его внучка Софья. Второй ряд слева направо: его сыновья - Андрей, Алексей, Сергей. Москва, 1994 г.

Андрей Николаевич Каменский

По преданию, именно в этом живописном здании Сабуровской крепости располагалась открытая М.Ф. Каменским в конце ХYIII века театральная школа, здесь крепостные актеры играли спектакли. В наши дни эти трогательные руины не раз становились впечатляющей декорацией для классических постановок театра имени И.С. Тургенева.

***

Для самых юных зрителей дошкольного возраста в сезоне 1998-99 гг. открыт Театр в фойе. В его репертуаре "Веселые сказки Маршака", "Терем-теремок", "Чукоккала" , "Доктор Айболит" К.И. Чуковского. Актеры вовлекают малышей в игру-путешествие по затейливым сказочным местам. Необычная театральная страна начинается почти у порога, среди таинственного убранства лестниц, праздничных зеркал, зелени зимнего сада.

Из сезона в сезон создаются и сохраняются спектакли для детей. Сейчас в репертуаре четырех сцен их двенадцать - по произведения Евг. Шварца, П.П. Ершова, Астрид Линдгрен, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, С.Я. Маршака, А.П. Чехова.

В середине 90-х годов XX-го века при поддержке областной администрации в театре совместно с Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства был открыт актерский курс "Орловская студия" (класс Б.Н. Голубицкого). Началось воспитание актерской смены в недрах самого театра. Выросло несколько поколений талантливой молодежи. В 2008 г. осуществлен новый третий набор. Отрадно, что имена выпускников студии - Юлии Некрасовой, Натальи Ткаченко, Екатерины Гусаровой, Дмитрия Бундирякова, Павла Сыромятникова среди лауреатов эксклюзивной Тургеневской премии, учрежденной по инициативе театра еще в 1988 г.

Многие спектакли отмечены яркими актерскими достижениями. Театр гордится своими мастерами: более тридцати пяти сезонов выходят на тургеневскую сцену народные артисты П.С. Воробьев, А.Н. Макаров, народная артистка России Е.А. Карпова; свыше тридцати - заслуженные артисты России Н.В. Алексеева, Т.Д.Симоненко, П.И. Легкобит, артист В.М. Алексеев; более двух десятилетий заслуженные артисты России Т.Е. Попова, Н.Е. Чупров, А.А. Магдалинин, М.М. Корнилов, артисты Т.Ю. Малькова, Г.А. Гончарова, С.И. Коленов, С.Г. Аксиненко, Е.Н. Полянская, Н.В. Галченко, А.В. Царьков, В.В. Межевикин.

Близится завершение второго века орловской сцены. Имя Тургенева незримым покровительством благословляет и организует ее дни и годы.

***
Источник www.theaterorel.ru

Новости сайта